Что и как пить в ходе тренировок и длительной езды на велосипеде? Казалось бы, всё просто — пей водичку из фляги и никаких проблем.

В случае неспешного катания «вокруг клумбы» так и есть, но стоит только начать вкручивать более активно, как нужно всерьёз задуматься о питье.

Как известно, велосипедисты должны постоянно пить; это не вопрос комфорта, а жизненная необходимость. При активной нагрузке вода начинает стремительно покидать наш организм: с потом, мочой и дыханием. Само по себе снижение уровня жидкости в организме очень вредно, но для велосипедиста это вредно вдвойне.

Физиологическая смазка, предохраняющая наши коленные суставы от истирания, в режиме жажды перестаёт вырабатывать ся в достаточном объёме — колени работают «насухую». Несоблюдение режима питья в сочетании с большими дистанциями и низким каденсом буквально за несколько тысяч километров может привести к серьёзным проблемам, которые могут оставить след на всю жизнь.

Частая ошибка новичков: гнать целый час, а потом выпивать полфляги за один присест. Это категорически неправильно: с питьём всё так же, как с едой и отдыхом — нужно пить чуть раньше, чем почувствуешь жажду. Со временем начинаешь понимать свой организм, но для начала стоит преодолеть привычку пить без жажды. Это важно даже в прохладную погоду: пить хочется меньше, но организм тратит жидкость примерно так же, как в жаркую погоду.

Теперь чуть подробнее об изотониках, энергетиках и запрещённых напитках.

Изотоники

Изотоник — вода, в которой растворены углеводы, соли, электролиты и пр. Под физической нагрузкой человек сильно потеет, а с потом из организма выходят полезные вещества. В отличие от воды, изотоник может восполнить потерянное.

Электролиты — это как раз те вещества, которые способствуют нормальной работе нервных импульсов и сокращению мышц. Когда электролитов не хватает, то судороги — это реакция организма.

Изотоник — это также хорошая подпитка для мышц, так как углеводы в нём — это чистый сахар, который тут же всасывается в кровь, будучи употреблённым. Энергию нашим мышцам даёт глюкоза, запасенная в виде гликогена. Периодические глотки изотоника позволяют быстро и постоянно доставлять к мышцам небольшие дозы глюкозы, и организм в свою очередь меньше расходует свои запасы.

У изотоника специфический вкус, поэтому не все могут пить его постоянно. Поэтому можете чередовать его с обычной водой.

В продаже изотоников — море, можете купить любой, они похожи по своему составу, ибо добавить что-то по-настоящему новое сложно. Есть изотоники с кофеином. Плохо то, что часто в спортивное питье вместо сахара используют его заменитель, а для вкуса добавляют ароматизаторы.

Энергетики

Теперь немного про энергетические напитки для велосипедистов. В отличие от изотоников, энергетики служат для быстрого эффекта бодрости и ощущения силы. Достигается это применением кофеина в высокой концентрации. Кофеин напрямую воздействует на нервную систему: учащается сердцебиение, повышается тонус. Кроме этого, в напитках растворено много углеводов, и поэтому, употребив энергетик, человек чувствует внезапный прилив сил, воодушевление, радость.

На мой взгляд, употреблять энергетические напитки в процессе тренировок или марафонов весьма вредно для сердца. Может быть, я повторяю расхожее мнение, и гуру спортивного питания меня поправят, но я не вижу реальной причины, почему велосипедист должен подстёгивать свою сердечно-сосудистую систему лошадиными дозами кофеина.

Единственный вариант, когда энергетик имеет право на жизнь — это многодневные марафоны. Люди едут по 18-20 часов в сутки, и чтобы банально не заснуть за рулем велосипеда, им лучше жахнуть баночку отравы. Эти мероприятия стоят далеко от того, что мы называем нормой, и рассуждения о вреде для здоровья здесь не применимы. Обычным людям, а особенно тем, кто иногда жалуется на давление или боли в сердце, лучше вообще забыть про энергетики.

Что НЕ нужно пить в велосипедных походах

Газировка

Газированная вода. Говорю не о купленной на привале около магазина пол-литровой бутылочке холодной минералки, а о полном замещении обычной воды на газированную. Углекислый газ плохо влияет на слизистую желудка, а для вывода углекислого газа потребуется какая-то доля жидкости — получается, эффективность насыщения влагой у газировки меньше, чем у простой воды.

Сладкая вода

Лимонад, кола и тд. Тут все просто — слишком много сахара. Даже в напитках с 0% сахара полно заменителей, зачастую гораздо более вредных, чем сам сахар. Выпить баночку 0,33 холодной газировки в своё удовольствие можно, но нельзя делать это весь день. Несмотря на то, что велосипедист постоянно нуждается в глюкозе, резкие подъёмы уровня сахара до запредельных значений очень вредны даже для здорового человека.

Алкоголь

Пиво. Это очень спорный момент для некоторых людей. Есть определённая часть велосипедистов, гордо именующих себя алкобайкерами, и не представляющими себе покатушки без нескольких бутылочек пива. Я не советую пить любые алкогольные напитки в велопоходах или просто покатушках. Во-первых, при быстром кровообращении алкоголь очень быстро всасывается в кровь, а в сочетании с жарой это может дать более сильный эффект опьянения, чем когда ты пьёшь дома на диване.

Во-вторых, пиво очень плохо действует на мышцы. Я не знаю, как этот эффект называется по научному, но после даже одной банки пива ты чувствуешь, как мышцы стали какими-то вялыми, сонными. Плохо выдают пиковую нагрузку, падает выносливость.

Выводы

Подводя итог под сказанным: самое правильное питье в дороге — это сочетание изотоника и воды.