Эта заметка для самых начинающих читателей, которые не знакомы с современными трендами и задаются вопросом какой купить горный велосипед. А может, какой-нибудь другой тип? Итак, вы точно знаете, что хотите снова сесть на велик, но когда заходите в веломагазин, то не можете понять, что же нужно именно вам из всего этого многообразия.
Первое, что я советую — не пытайтесь сразу выбрать велосипед на всю оставшуюся жизнь. Вполне может случиться, что ваши предпочтения сменятся в процессе, и понадобится байк другого направления. Поэтому давайте выбирать, исходя из того, что велосипед нужен прямо сейчас. Наверняка, когда вы представляете себе будущее катание на велике, то у вас есть какой-то идеальный образ перед глазами.
К чему вас тянет? Это комфортное, спокойное катание по городу или быстрая езда по лесным тропинкам? Любите ли вы шуршащий асфальт под колесами или больше по душе пересечённая местность? Если вас манят грунтовые дороги, свежий лесной воздух и приключения, выбирайте горный велосипед.
Горный велосипед (MTB, Mountain Bike)
Особенности:
- Усиленная рама
- Амортизация спереди (у двухподвесных моделей и сзади)
- Широкие покрышки с выраженным протектором
- Прочные обода
- Трансмиссия, перекрывающая весь диапазон передаточных чисел
Горный байк даёт возможность не просто ехать по пересечённой местности, но и получать от этого удовольствие. А удовольствие, я вам скажу, может быть разное. Один сходит с ума от того адреналина, который выделяется, когда вкручиваешь велосипед в повороты, съезжая с горы. Под колесами корни, камни, тропинка еле видна, но байк подчиняется твердой руке: амортизационная вилка отрабатывает неровности, колеса едут туда, куда надо, дисковые тормоза осаживают с любой скорости.
Другому же нужен не адреналин, а чувство глубокого удовлетворения, когда на горном байке просто заехал туда, куда и на джипе вряд ли доберешься. Это мой тип удовольствий, я обожаю это ощущение, когда долго пробирался по лесу, ехал там, где и ехать-то невозможно (не скрою, в каких-то местах вел ехал на мне), и наконец, приезжаешь к заброшенной вышке или другому интересному объекту.
И тут ты осознаешь, что никогда бы здесь не оказался, не будь у тебя горного велосипеда: ведь пешком сюда идти слишком далеко, а на машине вообще не проедешь. Универсальность — вот за что любят этот тип велов. Да, может быть, в Европе доля mtb ничтожна по сравнению с ситибайками. Да, это правда, что горник в городе не нужен, и большинство покупает мтб как дань моде.
При этом, никто не запрещает поставить на горный байк более узкую и гладкую резину, если появится надобность быстро ездить по асфальту.
Надёжность горных велосипедов
Практичные люди рассуждают так: мтб рассчитан на экстремальную езду, значит, там усиленные компоненты и рама, а это как раз то, что мне и нужно. Дороги у нас ужасные, сам я далеко уже не тот худенький мальчик, что катался в детстве на Аисте, велосипед покупается на долгие годы, поэтому берём горный.
На самом деле, выбор горного велосипеда не должен обуславливаться только соображениями надёжности: все современные велосипеды, даже тоненькие шоссейники, изготавливаются с большим запасом прочности. Обычный mtb сделан для стиля езды, называемого cross country (пересечённая местность). То есть, просто жесткая езда по корням и булыжникам, но без фанатизма, без прыжков с трёхметровой высоты.
Поэтому если ваше катание будет на 100% проходить по обычным лесным тропинкам с корнями и булыжниками, то фактор прочности — это совсем не та причина, почему вы должны покупать горник. Выбирайте сердцем.
Просто поверьте, что даже для наших дорог и для дядек с весом далеко за сотню велосипед любого типа (горный, гибрид, шоссейник) будет достаточен в плане прочности. Если вы не поставите перед собой специальную цель сломать раму или колеса, то бояться нечего.
Самое главное — нужно научиться маневрировать своим телом во время езды: если вы будете сидеть в седле, как мешок с картошкой, то можно пробить даже суперпрочное колесо или сломать mtb-раму. Всегда нужно привставать и переносить вес вперед или назад при проезде бордюров, выбоин в асфальте и тд. Со временем это входит в привычку, и вы даже не будете замечать за собой работу корпусом.
Особенные компоненты для mtb — это миф, потому что на гибриды ставятся точно те же группы трансмиссии. Даже шоссейная механика почти так же прочна, как и «горная», например, шоссейная трансмиссия Shimano Tiagra будет не менее надёжна, чем Shimano Deore, разница лишь в специфике (передаточные числа, вес и тд).
На данном этапе не стоит засматриваться на велосипеды, специализированные для более экстремальных стилей катания: all mountain, enduro, downhill. Пока что только кросс-кантри.
Вы должны чётко понимать, что преимущество горного mtb исключительно в проходимости и способности «абсорбировать» неровную поверхность, но достигается это за счёт ухудшения скоростных показателей на асфальте.
Ошибка начинающих, выбирающих себе горник «на всякий случай»: они говорят, что скорость их не интересует, они, дескать, не спортсмены. Всё верно, но на велосипеде скорость — это лёгкость хода. Гибрид и шоссер идут гораздо легче, и ощущение от катания на них по асфальту просто приятнее.
Велосипед гибрид — это адаптированный к асфальтовой езде горный байк. У него тоже усиленная рама, но он отличается более узкими шинами и посадкой, предназначенной для длинных маршрутов. От шоссейного и дорожного велосипедов гибрид отличается тем, что он всё-таки готов к езде по бездорожью. Гибрид — это как автомобильный кроссовер.
Спросите себя — надо ли таскать с собой «проходимость», если вы ей почти никогда не пользуетесь? Не разумнее ли выбрать более универсальный вариант — гибрид (циклокроссер).
Как правильно выбирать горный велосипед
Для начала я должен повторить то, что всегда говорю: для начинающего не должен в принципе стоять вопрос «какой марки купить велосипед». Все байки собираются из одних и тех же компонентов, разница только в цене, накрутке за бренд и уровне комплектующих.
Вот таблица уровней трансмиссии Shimano:
SHIMANO | SRAM | |
---|---|---|
Базовый уровень | Tourney | — |
Начальный уровень | Acera ALTUS | X-3 |
Рабочий уровень | ALIVIO | X-4 |
Средний уровень | DEORE | X-5 |
Средний уровень | SLX LX | X-7 |
Высокий уровень | XT | X-9 |
Высший уровень | XTR | X0 |
Для велофетишистов | — | XX |
Shimano Tourney можно считать базовым уровнем трансмиссии — работает, но довольно нечётко, сложно настроить, часто нуждается в корректировке.
Shimano Altus и Shimano Acera — это трансмиссия очень низкого уровня, можно брать, но всё же, если есть возможность, то лучше подняться на ступень выше.
Shimano Alivio — нормальный рабочий уровень, эти компоненты ставят на приличные велосипеды, можно смело брать, проблем с механикой, скорее всего, не будет.
Shimano Deore и Shimano SLX считаются золотой серединой, это, наверно, самые сбалансированные группы у Шимано. Стоят ещё не так дорого, но работают очень прилично.
Уровень механики Shimano XT высокий, эти компоненты ставят на самые дорогие байки, цена немаленькая, но работает всё идеально, без малейших задержек.
Shimano XTR — это уже для велогурманов и гонщиков, я не могу найти реальной причины, чтобы это покупать. Да, немного меньше вес, да, заветные три буковки, которые так греют душу, но это лежит далеко за пределами рационального выбора.
Чтобы выбрать горный велосипед, руководствуйтесь этой таблицей — все компоненты производитель устанавливает вперемешку, например, задний переключатель Shimano Deore, передний Shimano Acera, а манетки Shimano Alivio. Это нормально, просто оцените навеску в совокупности.
Помните, что Шимано (равно как и SRAM) не делает полного хлама, и даже базовая группа Tourney, при должном внимании, может служить вам многие годы. В то же время, платить за буковки в группах выше SLX обычному катальцу, наверно, нет смысла, разве что с деньгами всё очень в порядке — всегда приятно иметь технику высокого уровня.
Уровень велосипеда, как правило, измеряется уровнем трансмиссии, то есть, чем более высокая группа Shimano или SRAM, тем, соответственно, и лучше колеса, покрышки, вилка и т.д. Проследить за уровнем этих компонентов сложнее, так как производителей очень много, но чаще всего, велобренд собирает модель байка более-менее адекватно.
Амортизационные вилки
Есть еще одна засада с амортизационными вилками — это дорогая штука, и на велосипеды среднего уровня производитель ставит, мягко говоря, плохо работающие модели. Они служат очень недолго, плохо справляются с активной работой на трейлах, зимой теряют свои свойства из-за мороза, одним словом, не стоит рассчитывать купить бюджетный байк с хорошей рабочей амовилкой.
Маленький ориентир в мире вилок: при выборе в магазине спросите, что за тип амортизационной вилки стоит — если эластомер, то это как раз самый дешёвый, ненадежный. Пружинно-масляная вилка — хорошо, воздушная вилка — замечательно. Главное, чтобы продавец сам знал, что за механизм там установлен.
Выбрать горный велосипед или гибрид (шоссер/циклокроссер)?
Может быть, кажется, что я отговариваю от покупки горника, но на самом деле я лишь хочу подвести читателя к осознанному выбору. Настоящая причина предпочесть mtb — вы должны очень любить поездки по жёсткой пересечённой местности, ваша «идеальная картинка» — лесные трейлы, с грязью, камнями и опасными спусками.
В этом случае никакой другой тип велосипеда не подарит таких ощущений, и покупать нужно только горный велосипед. Одно лишь замечание: самые дешёвые модели являются «горными» только на бумаге. Их ниша — удовлетворение массового спроса от тех покупателей, которые почему-то хотят именно mtb, но катать будут по асфальту.
При жёстком катании такие псевдо-mtb вас разочаруют, потому что амортизация на них устанавливается только для галочки, а трансмиссия не способна достаточно четко работать в условиях загрязнения и повышенной нагрузки.
Я бы сказал, что более-менее нормальный уровень компонентов современного горного велосипеда для использования по назначению начинается с воздушной амортизационной вилки RockShox Recon и трансмиссии Shimano Deore/SLX (или аналогов от SRAM).
Иногда горные байки покупают любители комфорта для катания по городу, потому что в сравнении с гибридами, и тем более шоссерами, у mtb гораздо шире покрышки, а давление в них ниже. Такой подход также имеет право на жизнь, особенно в условиях плохого асфальта.
В отличие от предыдущего случая, здесь совершенно не требуется дорогой байк, хватит любого бюджетного горника. Амортизационная вилка, устанавливаемая на велосипеды этой ценовой категории называется имитатором, потому что не способна справиться со скоростной трассой, но она вполне приемлема для спокойной езды по городу.
Вот если у вас в голове нет такой четкой картины, как в этих двух случаях, то скорее всего, mtb вам не нужен, и гибрид оказался бы гораздо более подходящим выбором.
Есть ли смысл покупать двухподвес
Покупать двухподвес (велосипед с амортизаторами спереди и сзади) в качестве первого байка я не советую. Дорогие не нужны, потому что вы ещё далеко не на том уровне владения техникой, чтобы потребовался двухподвес, а покупать «на вырост», на мой взгляд, неправильно.
Дешёвые двухподвесы, как правило, очень тяжелые и обладают амортизацией крайне низкого класса, которая пожирает львиную долю энергии педалирования. Совсем дешёвые подвесы еще и крайне ненадёжны.
Я надеюсь, что всем начинающим велосипедистам, находящимся в активной фазе выбора, поможет моя статья. Главное — всегда включайте голову, для остального есть поисковик.
Вот простенький чек-лист:
- Выберите понравившуюся модель, подходящую по бюджету
- Загляните в табличку уровней трансмиссий (выше в статье)
- Определите уровень велосипеда по установленным компонентам
- Узнайте тип амо-вилки (эластомер, пружина-масло или воздух)
Не уверены в каких-то компонентах — забейте название в поисковик. Немного внимания, немного упорства, и всё получится. Здесь можно посмотреть примеры, какую модель горного велосипеда выбрать.
Но самое главное — не затягивайте. Больше чем в половине случаев, люди, которые серьёзно увлеклись велосипедом, через некоторое время решали сменить ориентацию (велосипедную). Поэтому главная задача — это выбрать подходящий по деньгам вариант, и как можно скорее выкатить, лето у нас не такое и длинное.