Зачем нужны контактные педали

Правильное педалирование — это база катания на велосипеде. Теоретически возможно эффективно крутить и с обычными «топталками», но контакты дают неповторимое чувство слияния с байком.

Причина №1. Ведь вы можете не только давить вниз, но и тянуть вверх, получается, что если приучить свои ноги действовать в противодействии, то сила, прикладываемая на педали, ощутимо увеличится. Это очень ощущается в моменты ускорения и быстрого форсирования горок, кажется, что вам как будто добавили мощности в ногах.

Причина №2. Контактные педали позволяют легче держать высокий каденс с низкой нагрузкой на ноги. Многие новички, которые пытаются ездить с высоким каденсом сталкиваются с тем, что из-за легкой передачи педели начинают обгонять ноги. Контакты же цепко держатся, и правильный каденс даётся намного легче.

Причина №3. Когда несёшься по техничной трассе с камнями и корнями, даже не нужно думать о том, чтобы удержаться на педалях — контакты не подведут. 

В сущности, контакты — это развитие туклипсов: ремешков на педалях, только на более высоком технологическом уровне. В подошве специального ботинка устанавливается пластинка, называемая шипом. Этот шип вщёлкивается в разъём контактной педали, обеспечивая надёжное и гибкое соединение ног и велосипеда.

Как выстёгиваться из контактов

Когда вы захотите выстегнуться, то всё, что нужно сделать, это повернуть стопу пяткой наружу — крепление само выщелкнется.

Обувь для контактных педалей

К недостаткам контактных педалей нужно отнести то, что кроме них самих, нужна специальная обувь, а это сразу увеличивает стоимость перехода на контакты. Но это как раз те траты, на которые обязательно нужно пойти, чтобы перейти на новый уровень.

Шипы (крепления, которые устанавливаются в обувь) всегда идут в комплекте с педалями, отдельно их докупать не нужно.

Очень помогают контактные педали в тех ситуациях, когда нужно равномерно вкручивать, обеспечивая ровную тягу. Например, езда по рыхлому снегу, раскисшей грязи или песку, где важно не забуксовать или завязнуть.

Контакты распределяют нагрузку, и ты спокойно выезжаешь в тех ситуациях, когда должен был бы встать и пойти пешком. Также польза от контактов проявляется при езде в гору, равномерное круговое педалирование поможет вам затратить меньше сил.

Немного о мифах

Я хотел бы осветить те мифы, которые существуют вокруг контактов.

Миф №1. Начинающие боятся, что нога зафиксирована жестко на педали, и возможно онемение. Это неправда. Ступня может двигаться вправо и влево на приличный угол, это дает свободу движений, и ничуть не сковывает.

Миф №2. Также ходит миф, что велосипедисты, пользующиеся контактами, постоянно падают из-за того, что не успевают выстегнуться. Обычно если падения и происходят, то на первых порах.

Человек, которому нужно резко остановиться, в стрессовом состоянии забывает, что он на контактах, и бешено дергая ногой вверх, заваливается на бок.

Все падения, как правило, происходят на нулевой скорости, поэтому серьёзные травмы — редкость, к тому же, я видел немало примеров людей, кто не падал ни разу. Да и в любом случае, наработка рефлекса происходит очень быстро, уже после недели катания вы будете инстинктивно поворачивать пятку даже на обычной педали.

Бывают велотуфли с защелками (подороже), это очень помогает быстро ослабить/затянуть ботинок. Иногда в дальней дороге устают ступни, можно прямо на ходу щелкнуть застежкой на несколько делений, и кровообращение ног улучшится.

Нет смысла сразу покупать дорогие модели обуви. Это имеет смысл для гонщиков, но для начинающего любителя хватит добротных ботинок начального уровня.

Разница между шоссейными и горными контактами

Контактные педали для горных велосипедов позволяют встёгиваться в любых разумных условиях (грязь, песок, снег), соединение имеет подвижность, то есть ступня может ходить немного вправо-влево.

Шоссейные контакты гораздо жестче фиксируют ногу, из-за чего ощущаешь велосипед частью своего тела. В практичности они уступают  МТБ контактам, к тому же, конструкция шипов такова, что они сильно выступают из подошвы, мешая ходить пешком. Я живу далеко не на первом этаже, и чтобы спускаться по лестнице, не изнашивая шипы, прикупил для них накладки.

Производители контактов

Кроме Shimano в нише контактных педалей еще выступают такие производители, как Look, Time и Crank Brothers. Все они стоят дороже обычных Shimano, при сомнении в их ресурсоёмкости. Особенно сложно с надежностью у Crank Brothers. Эта фирма очень сильно ценится у фетишистов за свой креативный подход к дизайну и абсолютно негуманный ценник.

Вместо вывода

Надеюсь, я заронил правильное зерно в мыслях тех, кто ещё катает на обычных педалях.