Одна модель велосипедной покрышки — пять разных версий по разной цене, знакомо? Ничто так не запутывает начинающих, как маркировка покрышек. Маленькая оговорка в начале — если вы катаетесь в спокойном стиле по асфальту, то интерес для вас представляет только пункт «Антипрокольные свойства». А тех, кто относится к выбору покрышек более серьёзно — прошу читать.

Расшифрую маркировку на примере резины для МТБ от Schwalbe, а принцип маркировки верен для всех производителей. Итак, возьмём модель Rocket Ron, я часто ставил её на переднее колесо — она отлично цепляется и имеет небольшое сопротивление качению.

Посмотрите, что написано на боковине этой шины, куча всяких аббревиатур, что они означают?

Причем, на самой резине пишется не вся информация, которая касается её свойств, для получения полной информации нужно идти на сайт производителя.

Конструкция покрышки

Фолдинг или проволока

Основным различием в конструкции является материал, из которого сделан корд — жесткий бортик, который надевается на обод. Короче, та часть, которая образует её внутренний диаметр. Раньше все шины были со стальным проволочным кордом, но когда велосипеды начали облегчаться, то первое, что сделали для уменьшения веса шины, была замена проволоки корда на кевлар.

Параллельно с облегчением получили полезное свойство — резина с кевларовым кордом стала складной (folding), хранить и транспортировать такие экземпляры стало гораздо удобнее.

 

Schwalbe Rocket Ron

Цена на одну и ту же модель, но с проволочным или кевларовым кордом, может различаться в два раза. Среди более-менее продвинутых велосипедистов считается неприличным покупать проволочные версии, потому что с проволокой остались только самые базовые модели — тяжёлые и с самым простым составом резины (компаундом).

Если вы уже дошли до того, чтобы гонять на горном байке по трейлам и прочему бездорожью, то разумеется, не нужно покупать шины с проволочным кордом, они тяжелее, имеют меньший накат и хуже цепляются за поверхность.

В описании резины на английском это будет folding/wire — складная/проволочная.

Строение боковины

Боковина — это гораздо важнее, чем кажется, от её строения зависят многие свойства покрышки.

Во-первых, она должна быть прочной — люди, которые катают по каменистым трейлам, знают, как горько выбрасывать почти новую, но порванную сбоку шину.

Во-вторых, эластичность боковины: от неё зависит, насколько хорошо шина будет поглощать вибрацию. Слишком жёсткая конструкция — дубовость даже на низком давлении, слишком мягкая — покрышка «плывёт».

Конструкция боковины швальбовских покрышек для горного байка называется Snakeskin или Liteskin, если вы не видите этих маркировок, то или резина совсем низкого уровня, или она из старого модельного ряда. Snakeskin — это прочный материал, обеспечивающий надёжную защиту, а также достойное поглощение вибраций.

Liteskin — облегчённая боковина для гоночного применения, особенно противопоказана тяжёлым катальцам с агрессивным стилем. Но если в вашей локации много острых камней на трейлах, то Liteskin не жилец.

Ещё бывают покрышки с двойной боковиной, для применения в жёстких условиях каменистых трейлов, например, Maxxis Agressor Dowble Down.

Snakeskin и Liteskin — названия технологий у Швальбе, другие производители называют по своему, но суть всегда сводится к выбору между облегчёнными и усиленными вариантами.

TPI и строение покрышки

Casing — это основа шины, на которую наносится резина. Эта основа делается из нескольких слоев специальных материалов. В зависимости от назначения там может быть нейлон с антипрокольным слоем, или ещё какие-то варианты, но в целом, важная информация для потребителя — это количество нитей на дюйм, TPI (thread per inch) или EPI (ends per inch).

 

Чем больше этих нитей, тем они тоньше, а значит, покрышка легче. В резине для кросс кантри применяются шины с большим TPI, 120 и больше. Этим добиваются не только легкого веса, но и лучшего наката, поведения шины на поворотах.

А для дисциплин, где нужна большая прочность — эндуро, DH, TPI 60: нити в основе толще, конструкция тяжелее, но надёжнее.

Тут ещё есть нюанс: не всегда малое количество нитей свидетельствует о прочности конструкции, дешёвая резина может быть даже 24 TPI, это означает, что там нитки тонкие, а всё пространство между нитями залито резиной, в результате, покрышка и тяжёлая, и непрочная.

Бескамерная установка

Очень важный фактор — подготовлена ли покрышка для бескамерной установки. Здесь всё просто, у всех производителей маркировка будет связана со словом Tubeless (бескамерный) или буквой Т. Например, Tubeless Easy, Tubeless Ready, TLR и так далее.

Компаунд

Состав резины называется компаунд, это очень важный параметр, от которого зависят сцепные свойства покрышки, её накат и быстрота износа. Компаундов очень много, каждый производитель имеет свой рецепт приготовления резины, отсюда всякие интересные названия в спецификации модельного ряда. Например, у Continental, дорогой компаунд Black Chili — мягкая резина для хорошего сцепления.

Как я писал выше, Schwalbe улучшила свою продукцию, применив технологию Snakeskin для боковин, и также это касается компаундов, они стали лучше. Более того, швальбовцы сделали то, что должны все сделать — упростили выбор компаундов: цветная полоска вместо непонятных названий. Красный цвет — хорошо катит, синий — хорошо держит (эти два подходят для кросскантри), оранжевый и фиолетовый для гравити дисциплин (фрирайд, даунхилл).

Теперь стало просто — для заднего колеса берешь с красной полоской, для переднего с синей. Названия: Addix Speed, Addix SpeedGrip, Addix Soft, Addix Ultra Soft.

Информацию по компаундам для других производителей нужно искать на их сайтах, но принцип одинаковый — как правило, они подразделяются на три категории: катит, держит/катит, очень хорошо держит/плохо катит.

Антипрокольные свойства

Если резина оснащена антипрокольным слоем, то это всегда отмечается особо: Puncture protection, Puncture resistance, Flatless, Anti-flat и т.д. У туринговых покрышек, типа Schwalbe Marathon, есть специальный слой из плотного материала, который очень сложно проколоть.

Недостатки: лишний вес, сопротивление качению. Возможность прокола всё равно остается, если какая-нибудь проволочка воткнется ближе к боковине.

Горные и шоссейные шины защищаются тонким слоем из композитного материала, поэтому даже если на них написано Protection, эта защита не полноценная.

Ценовой уровень

По цене разделяют шины для продвинутых велосипедистов и простых катальцев. Например, у Schwalbe, резина для продвинутых маркируется Evolution, для обычных людей — Performance.

У других производителей тоже есть свои разделения на ценовые уровни.

Бывает ещё гоночный уровень — Race. Для соревнований покрышки всегда самые лёгкие и самые дорогие. Надежность такой резины на последнем месте — главное это накат, сцепление и вес.

Расшифровка

Теперь давайте расшифруем несколько «одинаковых» покрышек, у которых разная цена.

Schwalbe Rocket Ron Performance, wired bead

  • дешёвая
  • базовая резина
  • с проволочным кородом
  • без нового компаунда Addix и технологии Snakeskin

Schwalbe Rocket Ron Evolution, TLR, Addix SpeedGrip, Snakeskin

  • покрышка продвинутого уровня
  • готовая к бескамерной установке
  • компаунд с повышенным сцеплением
  • усиленная боковина Snakeskin

Schwalbe Rocket Ron Evolution, Addix Speed, Liteskin

  • гоночная шина
  • максимально облегченная
  • нет маркировки TLR, значит не подходит для бескамерной установки
  • с накатистым компаундом и тонкой боковиной

Названия, как видите, практически идентичные, но разница в цене между первой и третьей в два с половиной раза.